В нашем детском саду проходит семинар-практикум, в рамках проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры через народные фольклорные праздники», где наши педагоги представляли русские народные игры: пальчиковые, настольные, хороводные, подвижные.
Цель семинара: актуализировать представления педагогов о русских народных играх.
Задачи: 1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми. 2. Закрепить знания участников об организации и проведении русских народных игр. 3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины,передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр-хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости ,забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-пляски, игры-песни, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей ,приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению ,чтить традиции своей семьи и своей страны .Дети учатся проявлять такие качества ,как: доброта, благородство, взаимовыручка.
Таким образом происходит переход детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому ,игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада ,так и на площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей ,педагог пробуждает в них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение — доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.