Семинар-практикум «Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

В нашем детском саду проходит семинар-практикум, в рамках проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры через народные фольклорные праздники», где наши педагоги представляли русские народные игры: пальчиковые, настольные, хороводные, подвижные.

Цель семинара: актуализировать представления педагогов о русских народных играх.

Задачи:  1.  Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми. 2.  Закрепить знания  участников об организации и проведении русских народных игр. 3.  Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины,передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад.  Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования.  Много игр-хороводов  русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости ,забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-пляски, игры-песни, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают  большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные  чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей ,приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению ,чтить традиции своей семьи и своей страны .Дети учатся проявлять такие качества ,как: доброта, благородство, взаимовыручка.

Таким образом происходит переход детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому ,игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада ,так и на площадке. Основным условием успешного внедрения  народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей ,педагог пробуждает в них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием.

Народные игры  в комплексе  с другими воспитательными  средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение — доставят детям  удовольствие  и радость, а не будут учебным занятием.

Русская народная игра «Мороз красный нос»
Провела музыкальный руководитель: Данилова Елена Геннадьевна.
Старшая группа «Кунчээн»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Ознакомление с русской народной игрой. Развивать сноровку, внимание детей, чувство товарищества.  Стимулировать детей к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры.
Средняя группа «Брусничка». Воспитатель высшей категории, Бондарева Е.М. Русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»
Подготовительная к школе группа»Ромашка». Воспитатель категории СЗД, Хайруллина Н.З. Русская народная настольная игра «Бирюльки». Задачи: познакомить детей с народной игрой. Учить детей играть вместе.развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к народным играм.
Старшая группа «Кунчээн». Воспитатель первой категории, Тимофеева Н.Р. Русская народная подвижная игра «Лиса и петушки».
Физинструктор первой категории: Веденева Наталья Борисовна.
Русско- народная игра «Сторож и зайцы»
Цель игры: Развить у детей физические качества: быстроту, ловкость, прыгучесть, внимание, ориентацию в пространстве.
Ознакомление с русскими подвижными играми. Соблюдение правил игры по сигналу.
Подготовительная к школе группа»Умка». Воспитатель категории СЗД, Кучарова Е.М. Русская народная подвижная игра «Горелки».
Средняя группа «Лучик». Воспитатель категории СЗД, Зубова А.В. Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».
Старшая группа «Олененок». Воспитатель высшей категории, Дементьева Е.О. Русская народная подвижная игра «Горелки с платочком».
2 младшая группа «Зайка». Воспитатель высшей категории, Тарасова В.В. Русская народная малоподвижная игра «Карусель».
Подготовительная к школе группа»Ромашка», воспитатель Пахомова С.Т. Русская народная игра «Петушиные бои».
Игра способствует эмоциональной разрядке, учит соблюдать правила, снимает телесные зажимы.
Правило игры: Дети встают в парах друг против друга внутри круга. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами до тех пор пока один другого не вытолкнет из круга.
Задача: познакомить детей с народной игрой; развивать основные физические качества: сила, ловкость, выносливость, равновесие.