Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря:

«Назови ласково»

Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом Оборудование: мяч (гимнастический или массажный) Ход игры: ведущий называет ребёнку слово и кидает в руки мяч, ребёнок изменяет слово и кидает мяч обратно. Можно использовать слова: «Мяч лови и мяч бросай – слова ласково называй». Примеры слов: мяч (мячик), кукла (куколка), машина (машинка), пирамида (пирамидка), мишка (мишутка) и т.д. Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.

«Один – много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных. Ход игры: ведущий говорит слова: «Мы волшебники немного — был один, а стало много!», после чего называет по одному слову. Примеры слов: помидор (помидоры), баклажан (баклажаны), перец (перцы), кабачок (кабачки), тыква (тыквы) и т.д. Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.

«Четвёртый лишний»

Цель: учить детей классифицировать понятия, выделяя лишнее слово. Способствовать развитию логического мышления. Оборудование: набор карточек или предметов (игрушек) одной лексической темы (для детей от 4 лет). Ход игры: ведущий показывает (называет) предметы, ребёнок должен назвать лишний предмет. Примеры слов:

  • Кукла, вода, юла, мяч
  • Стол, кастрюля, диван, шкаф
  • Собака, кошка, чайка, корова
  • Машина, автобус, трамвай, колесо

Методические рекомендации: Для детей от 6 лет игра проводится без зрительной опоры с дополнительным заданием: «Объясни, почему лишний?».

«Сосчитай-ка!»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными. Оборудование: числовой ряд до 5, карточки с изображением различных предметов. Ход игры: Ведущий предлагает с опорой на числовой ряд посчитать различные предметы до 5.

Примеры слов:

  • Одна комната, две комнаты …. пять комнат
  • Один дом, два дома, …., пять домов
  • Одно яблоко, два яблока, …., пять яблок и т.д.

Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 5 лет. Для детей от 6 лет можно использовать усложнение данной игры, добавляя прилагательное. Пример: одна большая комната, две большие комнаты,…, пять больших комнат. Обязательно обращайте внимание на правильность употребления окончаний.